Октябрьская специальная школа Самарской области для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, была открыта 1 октября 1972 года на базе школы — интерната, существовавшего с 15 августа 1960 года.
В течение 1971 года в школе проводился капитальный ремонт всех помещений и подготовка педколлектив к приему «трудных подростков» в возрасте от 11 до 15 лет, совершивших правонарушения, но освобожденных от уголовной ответственности по возрасту.
Первым воспитанником спецшколы был подросток — сирота из Мордовии, 11-ти лет, не владел простейшими учебными навыками; не умел писать, читать, считать, плохо говорил по-русски. К концу 1-й недели стало 5 подростков из разных областей СССР.
К концу 1972-1973 учебного года их стало около 100 человек. Контингент воспитанников делился на следующие группы по правонарушениям:
- Воровство, бродяжничество.
- Воровство, бродяжничество, употребление спиртных напитков.
- Употребление наркотических средств, токсикомания.
- Причинение тяжких телесных повреждений.
- Убийства.
- Половые извращения, изнасилование.
Как правило, это подростки, у которых неблагополучная обстановка в семье. В Октябрьскую специальную школу направлялись подростки со всех областей бывшего СССР и до 1987 года контингент учащихся достигал до 320 учащихся. В дальнейшем поступали подростки из 3 областей: Самарской, Ульяновской, Оренбургской. Формы и методы работы сложившиеся в годы советской власти были мало результативны, поскольку в основе своей опирались на подавление личности подростка и силовые методы перевоспитания (более 98% выпускников возвращались к криминальной жизни). Работа с такими подростками имела много трудностей для коллектива школы, т.к. не было определенного опыта работы с «трудными» подростками, которые поступали в спецшколу со сложившимися вредными традициями «колонийского» опыта: круговая порука, нелегальные «лидеры», группировки, негативное отношение к требованиям старших, к организации детского коллектива, к здоровому образу жизни. Перед коллективов спецшколы была поставлена ответственная задача — сформировать здоровый детский коллектив с наличием критического отношения к своим поступкам, поступкам товарищей, умение выполнять требования педколлектива и работников школы. Управлять жизнью подростков через органы детского самоуправления, работа которого должна быть правильно и интересно организована.
Весь контингент воспитанников был распределен по отрядам, в которых дали возможность самим подросткам вместе с малым педколлективом (2 воспитателя, учитель трудового обучения, классный руководитель) решить вопрос о выдвижении кандидатур в актив отряда (командир, зам. командира, охрана порядка, члены учебной комиссии, санитары, хозяйственник) для последующего утверждения на общем собрании школы, утверждение кандидатур приказом директора по школе.
Систематическая кропотливая работа педколлектива по развитию критического отношения подростков к своим негативным поступкам, глубокое изучение их индивидуальных особенностей дало возможность воспитателям, классным руководителям развить здоровое общественное мнение многих подростков в отрядах, создать здоровую обстановку, при которой актив отряда не мог дальше вести двойственную линию по отношению к подросткам и педагогическому коллективу. Систематическая индивидуальная работа, проводимая с неофициальными лидерами, организаторами нездорового воздействия на членов актива, дали свои положительные результаты. Постепенно росли и укреплялись отрядные коллективы, расширялся круг полномочий актива, его прав и обязанностей, все меньше требовалось вмешательства (административного) в жизнь детского коллектива по вопросам взаимоотношений. На решение этих проблем и задач ушли десятилетия. Актив отряда в своих действиях подотчетен общему собранию отряда. Наряду с выполнением своих обязанностей в активе, его члены выполняли все текущие работы по самообслуживанию и трудовой деятельности отряда, которая была на самоконтроле. В коллективах 2 раза в год проходили отчетно-выборные собрания, на которых по необходимости переизбирался актив школы и отрядный актив. Одновременно с формированием отрядных коллективов велась работа по формированию общешкольного коллектива через создание органов общешкольного детского самоуправления. Во главе школьного самоуправления стоял совет воспитанников, возглавляемый директором школы, работу других детских комиссий возглавляли заместители директора, старшие воспитатели. В состав каждой комиссии входили представители всех классов -отрядов и один из воспитанников избирался председателем и членом совета воспитанников. По графику совет воспитанников осуществляет контроль за выполнением всего режима дня, начиная с подъема, зарядки, и заканчивая отбоем. Результаты всей работы за день каждого из воспитанников и отряда в целом оценивались пятибалльной системой; баллы вносились в индивидуальные отрядные дневники наблюдений, общешкольный журнал соревнований, в который включались и оценивались такие пункты, как: выполнение зарядки, заправка постелей, влажная уборка спальной, игровой комнат, порядок в личных уголках воспитанников (парты); поведение на уроках; успеваемость, культура общения, дежурство по столовой, выполнение трудовых заданий, поведение в течение дня и т.д. На общешкольной линейке 1 раз в неделю, (месяц, четверть, год) подсчитывались баллы по всем пунктам и определялись победители — отряды, воспитанники, потерявшие наименьшее количество баллов. Командиры отрядов, актив отряда, воспитанники поощрялись призами, грамотами, отпуском на каникулы, выходом в город (отряд), поездками в театр, на природу. Многолетний опыт работы спецшколы, который пополнялся, перенимался из других спецшкол, показал, что в формировании детского коллектива. Организации его жизни и работы большое значение имеет соревнование, которое вырабатывает стремление бороться за честь своего отряд, за честь школы. Соревнование охватывает все стороны жизни подростков, оказывает большое влияние на весь детский коллектив, пробуждает у воспитанников стремление к самовоспитанию, повышает их ответственность перед коллективом. Работа детского самоуправления требует постоянного педагогического руководства. Для формирования детского коллектива и перевоспитания подростков необходимо глубокое изучение (малым педколлективом), каждым учителем, воспитателем индивидуальных особенностей воспитанников и основанная на этом индивидуальная работа с детьми. Учитывая то, что в этом вопросе было недостаточно опыта, была разработана система изучения воспитанников, организация индивидуальной и коллективной работы с ними с учетом основных этапов процесса перевоспитания: — подготовительный; — переломный; — заключительный. На 1 этапе воспитатель, классный руководитель, учителя трудового обучения на основании личного дела, индивидуальных наблюдений за воспитанниками, бесед с ними выявляют данные о подростке; влияние на него семьи, взаимосвязь с семьей, влияние одноклассников, окружающей среды, его нравственные качества и намечаются соответствующие меры воспитательного воздействия на подростка; результаты наблюдений вносятся в личные дневники наблюдений за воспитанниками ежемесячно, пишутся характеристики (полугодовые, годовые) на каждого воспитанника. На 2 этапе по истечении 1-1,5 лет учитываются все изменения, происходившие с подростками в поведении, общественной деятельности, учебе, в отношении к труду, которые произошли в результате учебно-воспитательного процесса за данный период, выясняются взаимоотношения подростка и коллектива. На этом же этапе намечается дальнейшая воспитательная работа, подготовка к выпуску. На 3 этапе после 2-3 летнего пребывания в спецшколе отмечаются все изменения, которые произошли в личности воспитанника, дается полная характеристика, намечаются рекомендации и предложения по дальнейшему руководству его развитием и воспитанием после выпуска из спецшколы. Эта система дает возможность привести в определенный порядок знания о личности воспитанника, проследить за его ростом, движением на пути исправления. В системе формирования детского коллектива и воспитательного воздействия на подростков большое значение имеют меры поощрения и наказания. Наказания и поощрения должны быть строго объективны, что имеет высокую эффективность воспитательного воздействия и исходить из требований актива детского коллектива. Такой принцип повышает ответственность подростка перед коллективом. В спецшколу направлялись подростки со всех городов бывшего СССР, и до 1987 года контингент учащихся достигал до 280 воспитанников.
В дальнейшем (с 1990 года) в спецшколу поступали подростки в основном из 3-х областей: Самарской, Ульяновской, Оренбургской (от 80-120 человек) (из-за финансовых проблем). Важнейшим средством формирования детского коллектива является его трудовая деятельность, которая направлена на достижение определенных задач. Трудовая деятельность воспитанников спецшколы складывалась из следующих видов труда: работа в УПМ, труд в сельском хозяйстве (с. Кошелевка, Сызранского района, птицефабрика «Волжская»), участие в ремонтных работах школы. В УПМ оборудованы: швейный цех, по механической обработке древесины, металла. Труд оплачивался согласно выполненных работ. В сентябре проводился праздник «Урожая», где присутствовали представители шефствующих организаций. Лучшим воспитанникам вручались подарки за хорошую работу, школе — благодарственные письма, почетные грамоты. В с. Петровка Сызранского района в 1979 года был открыт летний лагерь труда и отдыха «Зорька», для воспитанников, которые с удовольствием совмещали работу в поле с отдыхом. Большую помощь педколлективу в летний период оказывали студенты Самарского пединститута. Взаимосвязь с пединститутом поддерживалась и в течение учебного года. В нелегких летних условиях в трудовом лагере актив проходил хорошую школу самоуправления, поднялся на более высокую ступень в своем развитии, подготовил должные условия совместно со своими наставниками всего детского коллектива в новом учебном году. В процессе формирования детского коллектива большую роль играет один из главных видов трудовой деятельности воспитанников — учебная работа, организации которой уделялось большое внимание. Одной из трудностей в организации учебного процесса являлось то, что подростки прибывали в течение учебного года, педагогически запущенными; разновозрастными в составе одного класса, что требовало большого внимания учителей и воспитателей к выявлению и ликвидации пробелов в знаниях каждого воспитанника. Очень важным в системе перевоспитания являлась выработка у подростков устойчивости и отрицательным явлениям жизни.
Это достигается едиными режимно-педагогическими требованиями путем индивидуальной работы и целенаправленных учебно-воспитательных мероприятий. Лучшим руководством на то время в работе с трудными подростками был опыт колонии им. A.M. Горького и трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, которые возглавлял А.С. Макаренко (1920-35 г.г). Настольной книгой для каждого учителя, воспитателя стала «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко. Администрация, воспитатели систематически проходили курсы повышения квалификации в спецшколах РСФСР, организованные Министерством просвещения. Все лучшее внедрялось в работе с несовершеннолетними. Особое место в перевоспитании подростков занимали, как нравственное, правовое, так и эстетическое воспитание. В школе разрабатывалась система лекций, бесед на нравственно-эстетические, правовые темы, которые освещались работниками прокуратуры, суда, медицинскими работниками, представителями ОВД. Очень важно заинтересовать подростка полезными делами, исключая фактор принуждения. Большинство воспитанников активно принимали участие в общешкольных мероприятиях: большой школьный хор; малый; хор; сольное пение; кукольный театр; духовой оркестр; струнный оркестр; спортивные кружки; мероприятия; танцевальный кружок. В течение многих лет спецшкола сотрудничала с Домом пионеров (ныне Центр внешкольной работы), особенно большую работу с воспитанниками спецшколы проводи отряд «Факел»: конкурсы детского творчества, дискотеки, КВНы, совместные воспитательные мероприятия с большим охватом детей. На высоте была спортивная работа школы: работали секции по волейболу, футболу, хоккею, настольному теннису, легкой атлетике. Систематически поотрядно проводился смотр строя и песни, посвященных Дню Защитника Отечества, Дню Победы, где гостями воспитанников были ветераны войны и труда, курсанты Высшего военного вертолетного училища г. Сызрани — все это способствовало становлению личности подростков, их организованности.
За годы работы школы, из стен ее вышло около 2 тысяч воспитанников, многие из них встали на путь исправления, имеют хорошие семьи, работают, учатся, поддерживают связь с коллективом школы. Педагогический коллектив спецшколы, который возглавляет в настоящее время, решают основные задачи учебно-воспитательного процесса, одна из них — дать возможность воспитанникам освоить общеобразовательную программу за один или два класса в соответствии с Базисным учебным планом специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Для воспитанников, образовательный ценз которых значительно отстает от возрастного ценза, а также воспитанников, проявляющих осознанную потребность в ускоренном курсе обучения, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии педколлектив школы организует их ускоренную общеобразовательную подготовку в рамках образовательных стандартов. По окончании реализации программ основного, общего образования выпускники спецшколы после сдачи экзаменов получают документ государственного образца — аттестат об основном общем образовании. Основу воспитательной системы школы педколлектив видит в коллективной творческой деятельности. В центре учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успех. Педагоги школы стремятся к созданию таких условий в процессе обучения и воспитания, при которых успех является делом реальным, а дети могут учиться успешно в меру своих способностей. В школе работает социально-психологическая служба, которая помогает подросткам в приобретении морально-психологического комфорта, защищает их интересы. Педагогический и детский коллективы продолжают добрые традиции, заложенные много лет назад и успешно претворяют в жизнь школы новые.
1972 – 07.1976 г.г.
Директор — Никольский Иван Яковлевич,
Заместитель директора по учебной работе — Акимова Клавдия Андреевна
Заместитель директора по воспитательной работе — Евдокимов Константин Иванович,
Начальник службы режима — Культин Леонид Павлович.
Педагогический коллектив: Визгалова Валентина Николаевна — учитель начальных классов, Заплаткина Нина Степановна – пионервожатая, Нянькина Вера Александровна — учитель русского языка и литературы, Веселова Евгения Федоровна — учитель русского языка и литературы, воспитатель, Воробьева Светлана Константиновна — учитель русского языка и литературы, воспитатель, Репина Маргарита Павловна — учитель математики, Земскова Галина Ивановна — учитель математики, библиотекарь, Гриценко Валентин Михайлович — учитель биологии, Киселев Геннадий Николаевич — учитель химии, географии, Озерова Галина Дмитриевна — учитель английского языка, Середа Муза Николаевна — учитель истории, Бюров Геннадий Алексеевич — учитель физкультуры, Бутылкин Виктор Степанович — учитель музыки, Белова Тамара Ивановна — учитель ИЗО, воспитатель, Васильевна Клавдия Васильевна — учитель трудового обучения (швейное дело), Щетинкин Виктор Васильевич — (столярное дело), Зорин Юрий Тимофеевич — (слесарное дело)
Воспитатели: Душина Нина Федоровна, Кузнецова Валентина Алексеевна, Бусыгина Анна Васильевна, Пустырникова Мария Андреевна, Порываева Альбина Ивановна, Танаева Нина Федоровна, Карандаева Мария Дмитриевна, Садовская Таисия Алексеевна, Бовт Галина Петровна, Киселева Мария Андреевна.
07.1976 -31.08.1981 г.г.
Директор — Борис Николаевич Кафидов
Заместитель директора по учебной работе — (Акимова Клавдия Андреевна) Веселова Евгения Федоровна
Заместитель директора по воспитательной работе — Короткина Таисия Алексеевна
Начальник службы режима — (Назаров Евгений Николаевич) Спиридонов А.Г.
11.09.1981 — 28.05.1986 г.г.
Директор — Манушин Авангард Александрович
Заместитель директора по учебной работе — Веселова Евгения Федоровна
Заместитель директора по воспитательной работе — Короткина Таисия Алексеевна
Начальник службы режима — Фомагин Виктор Федорович
01.06.1986 — 09.11.1998 г.г.
Директор — Течкин Лев Николаевич
Заместитель директора по учебной работе — Веселова Евгения Федоровна
Заместитель директора по воспитательной работе — (Короткина Таисия Алексеевна) Галкина Маргарита Васильевна
Начальник службы режима — Фомагин Виктор Федорович
10.11.1998 — 30.01.2003 г.г.
Директор — Родионов Сергей Викторович
Заместитель директора по учебной работе — Веселова Евгения Федоровна
Заместитель директора по воспитательной работе — Галкина Маргарита Васильевна
Заместитель директора по режиму — Калентьев А.А.
28.05.2003 — 09.08.2010 г.г.
Директор — Добрянина Таисия Васильевна
Заместитель директора по учебной работе — (Веселова Евгения Федоровна) Дамм Владимир Владимирович
Заместитель директора по воспитательной работе — Жадаева Наталья Вениаминовна
Заместитель директора по режиму — Филиппова Раиса Алексеевна
12.01.2011 — 12.01.2012 г.г.
Директор — Чистова Наталья Николаевна
Заместитель директора по учебной работе — Дамм Владимир Владимирович
Заместитель директора по воспитательной работе — Бибинина Светлана Юрьевна
Заместитель директора по режиму — Течкин Лев Николаевич
06.02.2012 — 01.04.2014 г.г.
Директор – Егоров Олег Вениаминович
Заместитель директора по учебной работе – Дамм Владимир Владимирович
Заместитель директора по воспитательной работе – Бибинина Светлана Юрьевна
Заместитель директора по режиму — Белоусов Николай Александрович
с 02.04. 2014 г – и по настоящее время.
Директор – Дамм Владимир Владимирович
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Бибинина Светлана Юрьевна